Автокредиты в феврале снизились на 42%, рынок ищет альтернативные способы поддержания продаж
После бурного роста автокредитования в прошлом году в 2025-м выдачи сократились почти вдвое. Это связано не только с высокими процентными ставками, но и с ужесточением Банком России регулирования этого сегмента.
По данным аналитического агентства Frank RG, количество выданных автокредитов за февраль 2025 года составило чуть менее 70 тыс., показав снижение в 42,2% год к году. Объем в денежном выражении сократился более чем на 50% по сравнению с февралем 2024 года и составил 84 млрд руб., несмотря на то что средняя ставка по кредиту в 2025 году осталась на том же уровне — 18,4%.
Одна из причин такого обвала показателей — эффект высокой базы прошлого года. Согласно исследованию Frank RG, отложенный спрос, сформировавшийся в 2022 году, а затем выход рынка из застоя и его наполнение автомобилями китайского производства привели к тому, что в 2024 году автокредитование обогнало по темпам роста все другие розничные сегменты. Например, ВТБ в 2024 году предоставил клиентам более 362 тыс. автокредитов, а объем выдачи составил 484 млрд руб., что более чем вдвое превысило показатель 2023 года.
Но у аномального роста были и негативные последствия. По данным ЦБ, в первом квартале 2024 года более 61% выдач автокредитов пришлось на клиентов с высокой долговой нагрузкой (показатель долговой нагрузки (ПДН) — более 50% от доходов).
Люди покупали машины на волне растущих инфляционных ожиданий, опасаясь роста цен, что грозило в дальнейшем ростом просрочек. В конце концов это вызвало беспокойство Банка России, который объявил об ужесточении регулирования выдач автокредитов.
С июля прошлого года ЦБ ввел надбавки к коэффициентам риска по кредитам для заемщиков, чья долговая нагрузка составляет более 50% от дохода. Эти макропруденциальные меры заставили банки формировать резервный капитал на случай дефолтов заемщиков и напрямую отразились на стоимости кредитов для клиентов с высокой долговой нагрузкой. Механизм прост: чем выше надбавка к коэффициенту риска, тем больше средств банк вынужден замораживать в резервах. Например, при уровне ПДН 50–60% надбавка составляет 0,7, а если ПДН превышает 80%, коэффициент увеличивается до 2,0.
По оценкам экспертов, эта мера стала главным фактором охлаждения рынка и отсекла до 40% потенциальных заемщиков в отдельных банках в первом квартале этого года. С июля 2024 года объемы выдач сократились в четыре раза. Причина такого падения — в введении макропруденциальных надбавок в совокупности с высокой ключевой ставкой. В конечном счете банкам пришлось серьезно пересмотреть требования к заемщикам.
Ужесточение регулирования со стороны ЦБ стало не единственным охлаждающим фактором для рынка. Отдельная проблема для заемщиков — рост цен на автомобили. Трудности с логистикой, рост таможенных платежей, утилизационный сбор, стоимость привлечения заемных средств для финансирования поставок продолжают толкать цены вверх, снижая доступность покупки автомобилей.
В Сбербанке считают, что один из инструментов поддержания продаж — это микс разных способов взаимодействия с авто: не только владение, но и краткосрочная аренда или подписка. Однако эксперты сомневаются в том, что каршеринг и подписки не смогут заменить автокредитование. К тому же ключевая ставка оказывает влияние не только на автокредиты: лизинговый бизнес, в частности подписка и каршеринг, также зависим от ставки и испытывает аналогичные трудности.
По теме: банки с 2025 года начнут требовать подтверждения дохода для автокредитов