Выдачи автокредитов в феврале упали до двухлетних минимумов
За февраль банки выдали россиянам 62,3 тысячи автокредитов на 76,7 млрд рублей — это минимальный показатель с весны 2023 года, сообщили в Объединенном кредитном бюро (ОКБ).
Банки также фиксируют значительное снижение спроса. В ВТБ объем автокредитования уменьшился в два раза, а в Совкомбанке — в 1,5 раза.
Средний чек по автокредитам тоже снижается. В феврале он составил 1,2 млн рублей, что на 15% меньше, чем годом ранее. При этом полная стоимость кредита, включающая процентную ставку, страховку и комиссии, снижается уже четыре месяца подряд, достигнув 23,5%.
Средний срок автокредитов остается на минимальном уровне — пять лет и четыре месяца. При таких условиях переплата по кредиту может составить порядка 800 тысяч рублей, что эквивалентно 70% от первоначальной стоимости автомобиля.
По оценкам экспертов, на рынке новых автомобилей основным спросом пользуются российские и китайские бренды. Около 40% продаж приходится на Lada, еще 14% — на Chery, 9% — на Changan. Также высокий спрос отмечается на другие марки из КНР, такие как Haval и Kaiyi.
Снижение объемов автокредитования во многом связано с политикой Центробанка, который взял курс на «охлаждения» этого рынка. В середине 2024 года регулятор ввел ограничения на выдачу кредитов заемщикам, у которых более 50% дохода уходит на обслуживание долгов. Эти меры привели к ужесточению риск-политики банков и сокращению числа потенциальных клиентов.
Однако основной причиной обвала рынка автокредитования эксперты называют рост утилизационного сбора, который оплачивают продавцы, закладывая расходы в конечную цену автомобилей. С 1 октября 2024 года утильсбор вырос на 70–85% в зависимости от объема двигателя, а с 1 января 2025 года — еще на 10%. Например, для машин с двигателем до 2 литров он может достигать 500 тысяч рублей.
По теме: банки с 2025 года начнут требовать подтверждения дохода для автокредитов