Как вернуть ошибочный перевод через СБП
Ошибочные переводы по СБП достаточно распространены — невнимательность при введении реквизитов оборачивается финансовыми и временными потерями для отправителя. Вернуть деньги можно, многое зависит от обстоятельств и порядочности получателя, если это физическое лицо, а не организация.
В статье мы рассмотрим, можно ли отменить неправильный перевод по СБП и вернуть деньги, куда обращаться, как оформить возврат средств, сроки получения.
Как отменить неправильный перевод по СБП: инструкция
Возврат средств по СБП не предусматривает автоматической отмены перевода в случае ошибок при вводе реквизитов. Если отправитель неправильно указал номер телефона получателя, решать вопрос возврата придется самостоятельно. Поэтому важно проверять введенные данные перед отправкой.
Для возврата денег, которые были отправлены через СБП, необходимо чтобы банк, где обслуживается отправитель, дал на это согласие. Согласиться должен и получатель средств, если это физическое лицо. Далее банк-отправитель инициирует процедуру оспаривания на платформе Национальной системы платежных карт (НСПК).
Если будет принято положительное решение, банк вернет деньги. На подачу претензии отводится 80 дней. Максимальный срок ее рассмотрения – 30 дней. Процедура стала обязательной для всех банков-участников системы с 30 июня 2023 года.
Алгоритм действий при отмене перевода по СБП зависит от того, кто является получателем средств. Ошибочной может быть признана транзакция, которая осуществлялась по правильным актуальным реквизитам, но когда плательщик был невнимателен, и совершил платеж в пользу неустановленного лица.
В такой ситуации исход зависит от позиции получателя, так как средства были зачислены на его счет. Банки обычно рекомендуют отправителю обратиться лично к лицу, в распоряжении которого находятся деньги, и решать вопрос с ним. Посмотреть номер телефона можно в мобильном приложении в разделе, где указана история транзакций.
Как отменить перевод по СБП на несуществующий счет? Как правило, если счет закрыт, или в нем ошибка, система не даст совершить операцию. Если деньги все же ушли, они получат статус невыясненного платежа на 3–5 рабочих дней, после чего отправитель получит их обратно.
В редких случаях этого не происходит. Тогда клиенту придется обращаться в свой банк с претензией, чтобы средства были найдены и возвращены.
Как вернуть ошибочный платеж по СБП:
- Попытаться самостоятельно связаться с получателем. Вежливо объяснить ситуацию, но быть готовым к тому, что он отнесется к вопросу с подозрением и откажет.
- Если получатель не выходит на связь или не возвращает средства добровольно, отправителю нужно незамедлительно направить обращение в свой банк, чтобы тот отменил перевод. Если деньги уже ушли, банк откажет, но бывают ситуации, когда случаются задержки. Тогда есть шанс отменить транзакцию. Часто в мобильных и онлайн-приложениях есть опция отмены незавершенных платежей.
- Банк отправителя связывается с банком получателя. Цель — проинформировать получателя, что отправитель не является мошенником, а перевод совершен по ошибке. Со сторонним банком можно связаться самостоятельно, но вероятность одобрения снижается.
При обращении в банк клиент должен предоставить максимально возможную информацию о транзакции, такую как точная сумма перевода, время и дата совершения, а также данные получателя. Это поможет ускорить процесс.
Нужно помнить, что банки не могут разглашать информацию о получателе, поэтому они являются основным звеном в процессе возврата средств. Если человек, которому на счет поступили деньги, отказывается переводить их обратно, отправитель имеет право подать иск в суд.
Согласно статье 1102 ГК РФ процесс относится к взысканию неосновательного обогащения. Если сумма менее 50 тыс. руб., иск будет рассмотрен мировым судом, если более, то районным. Важно приложить к иску все имеющиеся документы, которые подтверждают транзакцию, и факт ее ошибочности.
К таким документам относятся справка об исполнении платежа, где указана сумма, точное время и способ осуществления перевода, заявление на отзыв платежа, а также ответ на него из банка.
Можно ли вернуть деньги за покупку по СБП
Как отменить платеж по СБП, если речь идет об оплате товара или услуги в торговой точке? Магазины повсеместно используют оплату по QR-коду. Если покупатель передумал и решил оформить возврат, проблем не возникнет. Если, согласно законам РФ, товар подлежит возврату, платеж вернется после одобрения.
Процесс аналогичен тому, как происходит отказ от товара при оплате картой или наличными. Покупатель передает продавцу изделие, чек, предъявляет паспорт, сообщает номер телефона. Важно, чтобы номер был привязан к тому счету, с какого происходило списание.
Сроки возврата денег при отмене перевода по СБП
У потребителей возникает вопрос, сколько идет возврат по СБП. После того как продавцу поступила вся необходимая информация, он вводит ее в систему. Программное обеспечение настроено так, что оно само найдет всю техническую информацию о совершенной транзакции.
После будет сформировано платежное поручение на возврат. От момента обращения до перевода денег на счет потребителя уйдет несколько секунд. В редких случаях – 1 рабочий день.