ФАС отказалась от новых антимонопольных требований к маркетплейсам

ФАС не считает нужным вводить специальные антимонопольные требования для маркетплейсов, так как действующий закон «О защите конкуренции» уже запрещает монополистическую деятельность цифровых платформ. Об этом ведомство сообщило в письме аппарату правительства от 6 марта в ответ на поручение вице-премьера Дмитрия Григоренко, которое он дал 20 февраля по итогам обсуждения законопроекта о платформенной экономике.
Законопроект, разработанный Минэкономразвития и внесенный в правительство, должен урегулировать отношения между операторами платформ, их партнерами и пользователями. ФАС считает, что введение понятия «крупные платформы» и специальных антимонопольных требований к ним не требуется, так как уже действуют механизмы, запрещающие ограничения конкуренции и ущемление интересов потребителей.
При этом ФАС предложила уточнить законопроект, введя механизм, исключающий автоматическое согласие продавцов на участие в скидочных акциях. Сейчас маркетплейсы, такие как Wildberries и Ozon, автоматически устанавливают скидки за счёт продавца, если он не успеет снять соответствующую галочку в личном кабинете. 4 февраля ФАС вынесла предупреждения этим платформам и обязала их разработать «добровольный, прозрачный и прогнозируемый» механизм участия в акциях.
Согласно предложению регулятора, маркетплейсы должны за 14 дней уведомлять продавцов о намерении снизить цену и получать их явное согласие. Продавцы также смогут заранее установить минимальную цену, ниже которой платформа не сможет продавать товар, срок действия согласия и количество товаров, к которым оно применяется. Также предусмотрена возможность полного запрета на продажу товаров со скидками, после чего маркетплейсы не смогут отправлять уведомления о снижении цен.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) считают важным устранение дисбаланса между платформами и поставщиками, и выработку чётких механизмов согласия продавцов на участие в акциях и регулирования размера скидок, чтобы избежать ценового демпинга.
В то же время эксперты отмечают, что антимонопольные ограничения для цифровых платформ уже установлены в статье 10.1 закона «О защите конкуренции», принятого в рамках пятого антимонопольного пакета. Эти нормы распространяются на маркетплейсы, если они оказывают «решающее влияние» на условия торговли и могут навязывать контрагентам невыгодные условия.
По теме: рынок онлайн-торговли РФ к 2030 году может вырасти вдвое