Рынок онлайн-торговли РФ к 2030 году может вырасти вдвое

Российский рынок электронной коммерции к 2030 году может увеличиться до 32-35 трлн рублей — более чем вдвое по сравнению с объемом рынка по итогам 2024 года, считают аналитики консалтинговой компании «Яков и Партнеры».
Согласно исследованию, с 2019 года по 2024 год объем рынка увеличился примерно в 7,5 раза — до 12,6 трлн рублей с 1,7 трлн рублей.
Эксперты отмечают, что сценарии развития российского e-commerce к 2030 году зависят от скорости цифровизации и стратегии игроков. В базовом сценарии рынок вырастет в 2,6 раза, достигнув 32,3 трлн рублей, при этом доля независимого e-commerce составит около 28%.
Второй сценарий (так называемый американский) предполагает наращивание темпов роста независимого e-commerce за счет каннибализации роста маркетплейсов. В случае его реализации рынок увеличится до того же объема, что и в базовом сценарии (32,3 трлн рублей), однако доля независимого сектора будет выше — порядка 35%.
В оптимистичном сценарии рынок может вырасти в 2,8 раза и достигнуть 35,2 трлн рублей. В то же время независимый e-commerce удержит около 35% доли благодаря перетоку потребителей из офлайн-каналов.
Драйверы роста e-commerce
Как отмечают авторы исследования, существенным фактором бурного роста рынка онлайн-торговли в 2019-2024 годы стало усиление позиций универсальных маркетплейсов: совокупный GMV (Gross merchandise value, валовая стоимость товара) увеличился в 20 раз, а доля на рынке онлайн-торговли возросла до 64% с 23%.
Доля e-commerce в общей розничной торговле выросла до 23% в 2024 году с 5% в 2019 году. «В 2024 году более 50% GMV от рынка e-commerce приходилось на fashion, бытовую технику и электронику, в то время как наиболее динамично росли FMCG (товары повседневного спроса), автотовары и e-pharma.
При этом в отдельных категориях с высокой долей специализированных товаров — таких, как DIY (от англ. Do it yourself — «сделай сам»; сегмент товаров для строительства, ремонта, обустройства дома и дачи), автотовары, premium-одежда, premium-обувь — успешно сохраняли позиции нишевые маркетплейсы и крупные независимые интернет-магазины.