...
07.01.2025

Рост цен на топливо в 2025 году не будет превышать инфляцию

75
0
Биржевая цена бензина Аи-92 в России ускорила снижение

Рост цен на топливо в 2025 году неизбежен как в оптовом, так и розничном сегментах. Главной его причиной станет очередное повышение налоговой нагрузки в виде увеличения топливных акцизов. Оно будет заложено компаниями в стоимость выпускаемого топлива, что в конечном итоге скажется на рознице и потребителях. Причем не только водители, но и обычные граждане при покупке любых товаров, т.к. стоимость автомобильной логистики есть в конечной цене как продуктов питания, так и промтоваров.

С 1 января 2025 года акциз на бензин 5 класса будет повышен на 14% (до 17 088 рублей за тонну), а акциз на дизельное топливо — на 16% (до 12 120 тыс. рублей за тонну). Это существенно превышает общие темпы прироста потребительских цен: по данным Росстата, к 23 декабря 2024 года инфляция с начала года составила 9,5%. При этом  самые распространенные марки бензина АИ-92 и АИ-95 превысили средний уровень роста цен по стране незначительно — на 9,7 и 9,8%, соответственно. Сильнее всего обогнал инфляцию бензин премиальных марок АИ-98 и выше, они подорожали на 20,2%. Дизельное топливо (ДТ) от инфляции отстало, подорожав с начала года на 7,9%.

По мнению экспертов,  основной рост будет наблюдаться в сегменте высокооктановых бензинов. Их производство не имеет большого профицита (в отличие от АИ-92), а значит, любой форс-мажор может привести к снижению предложения и, соответственно, росту цен. При этом спрос на высокооктановое топливо постоянно растет вместе с увеличением в автопарке автомобилей с высокофорсированными и турбированными двигателями.

Риски опережающего роста цен будут характерны, в первую очередь, для рынка бензина, где исторически был существенно более низкий профицит мощностей, чем на рынке дизеля. Это видно, в частности, по доле экспорта в структуре отгрузок топлива с российских НПЗ: в случае дизеля эта доля до 2022 года составляла около 50%, а после — опустилась до 40% (сказался рост спроса со стороны тяжелой техники в РФ), тогда как в поставках бензина доля внешнего рынка никогда не превышала 15%. Поэтому рынок бензина более чувствителен к снижению выпуска, чем рынок дизеля.

На динамику топливных цен на внутреннем рынке могут оказать влияние возможные изменения в налоговом законодательстве. К примеру, ФАС в конце 2024 года вышло с предложением разделить выплаты по демпферу (компенсация нефтяникам из бюджета части упущенной экспортной выгоды за поставку топлива на внутренний рынок по низким ценам) для бензина АИ-92 и АИ-95. Сейчас он считается только по показателям биржевых торгов марки АИ-92, но охватывает и объемы поставок на внутренний рынок марки АИ-95. Возможны и попытки снизить выплаты по демпферу в случае снижения цен на нефть и сокращения доходов бюджета из отрасли. Последний раз в 2023 году попытка сократить демпфер в два раза привела к осеннему топливному кризису.

75
0
Комментарии
Комментариев (0)

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет.

*Обязательное поле

Лучшие предложения займов

еКапуста
4.8
Первый займ бесплатно
Сумма 100 - 100 000 ₽
ПСК до 292%
Срок 1 - 360 дней
Кред. история Любая
Возраст от 18 лет
Joymoney
4.9
Деньги через 5 минут
Сумма 3 000 - 100 000 ₽
ПСК до 292%
Срок 10 - 168 дней
Кред. история Любая
Возраст 18 - 65 лет
OneClickMoney
4.7
Срочные займы
Сумма 500 - 100 000 ₽
ПСК до 292%
Срок 6 - 180 дней
Кред. история Любая
Возраст от 18 лет
Быстроденьги
4.9
Быстрый заём
Сумма 1 000 - 100 000 ₽
ПСК до 292%
Срок 1 - 180 дней
Кред. история Любая
Возраст 18 - 75 лет
Быстрая навигация