Российские бренды бытовой техники обошли зарубежных конкурентов
В России наблюдается устойчивая тенденция роста производства бытовой техники. По информации компании Gradus Retail Index, в настоящее время около половины бытовой техники на российском рынке производится внутри страны. Основное внимание производителей сосредоточено на снижении зависимости от иностранных комплектующих.
В 2024 году российские предприятия выпустили порядка 15 млн единиц бытовой техники различного назначения. В это число входит 3 млн холодильников и морозильных камер, 2,5 млн стиральных машин, 1,5 млн единиц кухонной техники и более 7 млн единиц малой бытовой техники, включая пылесосы и утюги.
На территории России и дружественных государств функционируют крупные производственные комплексы. Среди них можно выделить завод Haier в Набережных Челнах, белорусские предприятия «Атлант» и «Горизонт», а также производства в Ростове-на-Дону, Липецке, Саратове и Подмосковье. В Калининграде налажена сборка телевизоров.
Отечественные производители значительно укрепили свои позиции на рынке. Компании Weissgauff, Polaris, Scarlett и Kitfort демонстрируют впечатляющие результаты. В сегменте крупной бытовой техники лидирует Weissgauff с долей рынка 16% по количеству продаж и 15% по выручке. На втором месте находится Indesit с показателями 8%.
В категории малой бытовой техники первенство удерживает Polaris, занимая 14% рынка по продажам и 10% по выручке. За ним следуют Scarlett и Marta, делящие второе и третье места с долями около 11% и 10% соответственно. Четвертую позицию занимает Kitfort с 9% рынка по продажам. Замыкает пятерку лидеров китайский производитель Xiaomi.
Российская и белорусская техника, хотя и уступает китайской в технологичности и дизайне, имеет преимущества в виде более доступной цены и лучшей адаптации к местным условиям эксплуатации. Близость производственных мощностей позволяет существенно снизить логистические расходы.
Активно развивается экспортное направление. В 2024 году объем экспорта составил около 2 млн единиц техники. Основными направлениями поставок являются страны СНГ, а также Иран, Турция, Индия и государства Африки. Наибольшим спросом пользуются холодильники, плиты и малая бытовая техника.
В сфере продаж наблюдается существенный рост доли онлайн-торговли, которая в 2024 году впервые превысила офлайн-продажи, достигнув 53,1%. Эксперты прогнозируют дальнейший рост этого показателя в 2025 году благодаря растущей цифровизации и развитию электронной коммерции.
На выбор потребителей значительное влияние оказывают скидочные купоны и кэшбэк, а также рекомендации блогеров и контентных платформ. До 25% всех заказов бытовой техники совершается под влиянием онлайн-обзоров и рекомендаций инфлюенсеров.