Продукты питания ожидаемо попали на первую строчку новогодних трат россиян
Россияне в новогодний период (28 декабря – 1 января) чаще всего покупают продукты; при этом 1 января траты падают, но покупка продуктов остается в лидерах. Также увеличиваются траты на развлечения.
Кроме того, в топ-3 востребованных категорий входят товары для дома и транспортные расходы, отмечают аналитики ВТБ.
Клиенты банка предпочитают совершать предновогодние покупки 28-30 декабря. В прошлом году 31 декабря в топ-10 категорий по объемам продаж вошли хлебобулочные изделия, газированные напитки, бакалея и консервы, питьевая вода, транспортные расходы, соки и нектары, корм для кошек, кондитерские изделия и конфеты, яйца и сыр. По сравнению с 2022 годом состав первой десятки категорий не изменился.
В ВТБ также отметили, что несмотря на праздники, даже 31 декабря россияне не перестают брать кредиты, открывать депозиты, новые карты и счета. В последний день года незначительно снижается количество онлайн-платежей (оплата сотовой связи, услуг ЖКХ, налогов, штрафов и т.д.) и немного растет количество онлайн-переводов.
При этом в сервисе «ВТБ.Чаевые+» ожидают, что в предновогодние и посленовогодние дни средний размер чаевых вырастет на 20 п.п. и составит около 500 рублей. По данным сервиса, в ноябре средний размер чаевых составил 416 рублей, а в среднем по декабрю ожидается 450 рублей.
В прошлом году рекордная сумма чаевых, оставленных клиентом в ресторане, в предновогодний период составила 78 810 рублей — 24% от счета.
Как россияне тратили деньги в январе 2024 года
На новогодних каникулах клиенты ВТБ совершили 7,7 млн покупок и потратили почти 9 млрд рублей на отдых и развлечения: в категориях авиа и ж/д перевозки, туризм, отели и курорты, услуги общепита, развлечения. Количество покупок в точках питания, ресторанах и барах в начале 2024 года увеличилось на 10%, а рост расходов в этой категории составил 31%. В январе 2024 года клиенты ВТБ потратили в местах общественного питания около 6,2 млрд рублей и совершили более 7 млн покупок.
Заметнее всего вырос спрос в категориях бары (+28%) и рестораны (+11%). Наибольшая сумма в дни минувших каникул была потрачена в точках фастфуда и столовых – 3,5 млрд рублей. Средний чек общепита сильнее всего вырос в ресторанах – на 24%, а наименьший рост пришелся на фастфуды и столовые – 15%.
Спрос на железнодорожные перевозки вырос в период новогодних каникул на 6% по сравнению с праздниками 2023 года. Траты на этот вид транспорта составили свыше 400 млн рублей. На авиаперевозки потрачено в дни каникул 254 млн рублей. В этой категории снижение спроса наблюдается уже два года подряд, а объем трат за год вырос на 20%.