На складах скопилось рекордное количество новых машин, более 700 тысяч
На начало 2025 года на складах российских дистрибьюторов скопилось порядка 700 тыс. машин. Это почти вдвое выше уровня начала 2024 года примерно в 400 тыс. машин. В текущих стоках более половины (примерно 52%) занимают произведенные в России автомобили, остальное — импорт, пишет РБК.
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков приводит данные о порядка 600 тыс. машин в стоках, и это рекордный показатель как минимум с 2020 года, когда в результате пандемии наступили проблемы с логистикой и спрос превышал предложение. Ситуация стабилизировалась в 2023 году, но в 2024 году предложение превысило спрос из-за наплыва на рынок китайских марок. Из текущих остатков 500 тыс. машин, по оценкам Целикова, приходится на легковые авто: из них более 400 тыс. — автомобили китайского происхождения, 100 тыс. — российские марки. Еще порядка 100 тыс. авто — это коммерческие авто, средние и тяжелые грузовики, автобусы.
По оценкам Андрея Терлюкевича, гендиректора ГК «АвтоСпецЦентр», запасы новых только легковых автомобилей на начало года составляли 400–500 тыс. штук. Исходя из объемов продаж в ноябре-декабре, этого хватит на 4–5 месяцев.
Сколько машин продается
По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в 2024 году продажи новых автомобилей составили 1,69 млн штук, из них 53% (962,5 тыс. штук) пришлись на китайские авто. «Автостат» оценивает объем реализации новых легковых машин по итогам прошлого года в 1,57 млн штук. Это на 48,4% больше, чем в 2023 году. В тройке лидеров — Lada (+34,4%.), Haval (+70,6%) и Chery (+32%).
В прошлом году ввоз китайских машин значительно активизировался осенью, накануне повышения утилизационного сбора (с 1 октября его проиндексировали в среднем на 70–85%) — в сентябре 2024 года — на пунктах пропуска с Китаем даже образовались заторы.
Как стоки могут повлиять на продажи в 2025 году
Эксперты отмечают, что в предыдущий раз такое затоваривание наблюдалось во времена кризиса 2008 года. Тогда производство составило 1,7 млн автомобилей, а через год, в 2009 году, упало на 60%, до 723,2 тыс. единиц. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2009 году сократились на 49% по сравнению с предыдущим годом — до 1,46 млн единиц против более 3 млн в 2008 году.
Согласно прогнозу «Автостата», спад рынка новых легковых автомобилей в 2025 году по базовому сценарию может составить до 10%, или 1,42–1,43 млн штук, пессимистичный сценарий предусматривает снижение до 20%, или порядка 1,25 млн машин. ГК «Рольф» ожидает падение спроса до 1,3 млн машин при базовом сценарии. При этом дилерские сети перенасыщены автомобилями китайских производителей.
По теме: склады забиты китайскими автомобилями, запасов хватит до апреля.