Минпромторг направит в 2025 году на льготное автокредитование 36 млрд рублей
Минпромторг планирует увеличить поддержку льготного автокредитования, направив в 2025 году на эти цели 36 млрд рублей. Ранее министерство собиралось выделить на эти цели 18,06 млрд рублей. Эта сумма была сопоставима с первоначальными затратами на текущий год, когда на льготное автокредитование было выделено 17,3 млрд руб. Однако впоследствии лимиты увеличивались, в последний раз в декабре — еще на 18 млрд руб. В результате вместе с программами льготного автолизинга в 2024 году на стимулирование продаж было израсходовано 45 млрд руб.
Льготный автокредит можно взять как на бензиновый автомобиль, так и на электрический. Условия программы для машин с ДВС: стоимость до 2 млн руб. и не менее 1,6 тыс. баллов за локализацию в соответствии с постановлением правительства №719. На сегодняшний день это все модели АвтоВАЗа, УАЗа и ГАЗа (полной массой до 3,5 тонны), «Москвич 3», а также китайские Haval Jolion, произведенные в Тульской области. Базовая скидка составляет 20% от стоимости автомобиля, а для жителей Дальнего Востока — 25%.
При этом получить льготный автокредит на бензиновые машины могут не все граждане. Согласно актуальным условиям, его оформление доступно работникам образования, медицинских учреждений, участникам и членам семей участников СВО, лицам с ограниченными возможностями, а также семьям с ребенком, живущим на Дальнем Востоке.
На фоне падения рынка автокредитования в последние месяцы и ожиданий его дальнейшего сокращения в 2025 году (на 10–20%) мера Минпромторга могла бы оказать поддержку сегменту. Однако эксперты считают, что в заявленных объемах эта поддержка будет краткосрочной и незначительной.
В настоящее время доля льготных кредитов в портфеле автокредитов банков находится на уровне 15%. И существенным влиянием этой категории автокредитов на весь сегмент назвать нельзя. Гораздо большее значение для отрасти в 2025 году будут иметь рост цен на автомобили, повышение утильсбора и очередное вероятное повышение ключевой ставки, в то время как льготные программы не смогут компенсировать эти факторы. Кроме того, в программу не включены наиболее продаваемые китайские автомобили.
Российский авторынок в 2025 году может упасть на 10-20%