Как открыть ИП после банкротства физического лица: пошаговая инструкция
Банкротство – законная процедура списания долгов, которая пользуется популярностью у наших граждан. Однако не все учитывают, что после избавления от финансового бремени наступают ограничения. Отдельные ограничения связаны с регистрацией статуса ИП и открытием своего бизнеса.
В статье мы рассмотрим, как открыть ИП после процедуры банкротства физлица, условия и сроки, порядок действий.
Можно ли открыть ИП после банкротства
Это зависит от того, какой именно правовой статус был у лица на момент прохождения процедуры. Для граждан (физических лиц) никаких ограничений нет. Открыть ИП после банкротства физлица можно буквально на следующий день, но важно оценивать свои возможности, убедиться, что для открытия бизнеса не придется снова обращаться в банки за заемными средствами.
При банкротстве физического лица
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает ряд ограничений для граждан после признания их финансово несостоятельными.
К ним относится:
- трехлетний запрет на работу на руководящих должностях (например, директор или учредитель организации);
- пятилетний запрет на повторное объявление себя банкротом;
- необходимость сообщать банковским и другим финансовым организациям о своем статусе в течение пяти лет (это значит, что новые займы будет оформить практически невозможно).
А вот о ведении предпринимательской деятельности гражданином в законе ничего не сказано. Это значит, что после банкротства физического лица можно открыть ИП. Это отличный вариант для тех, кто хочет начать все заново и оформить свой бизнес для стабильного дохода.
При банкротстве предпринимателя
Если у вас уже был статус ИП, после банкротства вы не можете открыть новый бизнес. Текущая государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает свою силу. Все лицензии на ведение бизнеса аннулируются.
Заниматься коммерческой деятельностью предприниматель-банкрот не может пять лет после вынесения судебного решения. Если вы попробуете открыть ИП, налоговики просто вынесут отказ по вашему вопросу. В течение такого же срока нельзя занимать должности управленческого характера в организациях (а вот руководящие должности в банках нельзя занимать дольше – 10 лет).
Через какое время после банкротства можно открыть ИП
Зарегистрировать ИП после получения банкротства можно через пять лет. Это время можно потратить на восстановление своего финансового положения, разработку бизнес-плана и анализа рентабельности нового дела.
Важно! Если ждать пять лет не хочется, вы можете получить статус самозанятого, при банкротстве для этого нет ограничений. Для оформления этого статуса годовая прибыль не должна быть больше 2.4 млн рублей. Также у вас не получится перепродавать продукцию или нанимать сотрудников по трудовому соглашению.
Ограничения при оформлении ИП после банкротства
Процедура банкротства длится от нескольких месяцев до года, при прохождении дополнительных стадий процесс может затянуться и на несколько лет. С того момента, как вынесено судебное решение, вы теряете статус индивидуального предпринимательства. В среднем это происходит через пару месяцев после начала процесса.
Основное ограничение – пятилетний запрет на открытие нового бизнеса (можно продавать продукцию и оказывать услуги только по самозанятости). Собственность бизнеса, личное имущество человека продается с торгов для покрытия задолженностей.
Полезный совет! Если вы все же решили банкротиться, для начала закройте бизнес, после этого подавайте заявление в суд.
Порядок регистрации ИП после банкротства: инструкция пошагово
Стать ИП после банкротства довольно просто, большинство действий по открытию своего дела можно выполнить онлайн.
Приведем пошаговую инструкцию:
- Соберите пакет документации. Он небольшой и состоит из вашего паспорта, квитанции, подтверждающей оплату пошлины, заявления по форме P21001. Оплатить пошлину удобнее всего в интернет-банке.
- Определитесь с налоговым режимом. Если вы планируете продавать на «упрощенке», приложите к документам соответствующее заявление.
- Подайте документы одним из перечисленных способов: лично по предварительной записи в налоговые органы; через многофункциональный центр; с помощью представителя (нотариуса, услуги которого нужно оплатить); в дистанционном формате на портале «Госуслуги» или на портале налоговой службы.
При подаче официальных бланков в электронном формате платить государственную пошлину не нужно. После проверки документов налоговая направит вам уведомление, занесет ваши данные в реестр предпринимателей.
При соблюдении всех правил, норм законодательства отказ маловероятен. Налоговики могут отказать при предоставлении недостоверных, ошибочных данных, при неполном комплекте бланков. Внимательно заполняйте заявление перед его отправкой. Перед заполнением этого бланка нужно подобрать коды предпринимательской деятельности из унифицированного классификатора (основной и несколько дополнительных).
Таким образом, ИП после банкротства – это вполне возможно, несмотря на существующие ограничения. Сегодня получить такой статус можно дистанционно, что сэкономит время, позволит вести бизнес даже после признания финансовой несостоятельности.