Импорт автомобилей из Китая в начале года сократился в полтора раза
В январе–феврале этого года в Россию из Китая было импортировано 57 592 новые машины. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на Китайскую ассоциацию производителей автомобилей (СААМ). За тот же период 2024 года, по данным аналитического агентства «Автостат», из КНР было поставлено 88,8 тыс. машин, то есть импорт новых автомобилей за год упал в полтора раза (на 56%).
С 2023 года Россия являлась крупнейшим для китайских автопроизводителей зарубежным рынком. По объему импорта новых машин из КНР наша страна долгое время в 1,5–2 раза опережала другие государства. Теперь, согласно данным СААМ, РФ расположилась на третьей позиции, уступив Мексике (86 тыс. машин за первые два месяца 2025 года) и ОАЭ (71,4 тыс. машин).
Следом за Россией идет Бельгия (с показателем в 48,5 тыс. авто), которая является основным европейским хабом при поставках автомобилей из Китая в страны ЕС. Пятерку наиболее крупных для автопроизводителей из КНР зарубежных рынков замыкает Саудовская Аравия (43,4 тыс. автомобилей).
Основной причиной резкого сокращения импорта автомобилей из Китая эксперты называют заметное снижение спроса на машины. Следствием этого стало большое количество моделей 2024 и даже 2023 годов выпуска, скопившееся на складах дилеров и импортеров.
Если посмотреть статистику рынка в январе и феврале, то можно увидеть, что значительная часть купленных машин — это прошлогодние, а в ряде случаев и позапрошлогодние модели. Объемы стоков колоссальные: по разным данным, они достигали 400–500 тыс. автомобилей. Чтобы не пополнять и без того большие складские запасы, импортерам пришлось уменьшить объем ввоза машин из КНР.
Эксперты отмечают, что к снижению спроса и затовариванию площадок дилеров привела индексация ставок утилизационного сбора (в октябре прошлого и в январе нынешнего года), повысившая стоимость импортных моделей, считает эксперт. Кроме того, высокая ключевая ставка заметно ограничила возможности для приобретения машин в кредит.
Еще одной причиной снижения импорта в Россию автомобилей из КНР специалисты называют увеличение числа китайских моделей, произведенных в нашей стране как под оригинальными, так и под новыми брендами. Пока соотношение импортных и локализованных машин на рынке еще далеко до уровня 2021 — начала 2022 года, когда доля автомобилей российского производства на рынке составляла более 80%, однако в последнее время она увеличивается.
По теме: склады забиты китайскими автомобилями, запасов хватит до апреля