Доля автозаймов в потребкредитовании в 1 квартале выросла до 9%
Банк России зафиксировал резкий рост доли автозаймов в потребительских выдачах. По итогам первого квартала они заняли 9%, поднявшись за год в шесть раз. Эксперты говорят, что такие займы берут, как правило, на ремонт машины и квартиры. Микрофинансовые организации (МФО) при этом перестраивают свои бизнес-модели и теперь предлагают такие займы именно на приобретение авто — на фоне роста отказов по заявкам на классические автокредиты.
Закредитованных заемщиков в структуре выдач автозаймов значительно больше, чем у необеспеченных потребительских займов. С первого по третий квартал 2024 года на тех, кто тратит более 50% дохода на выплату долга, приходилось по 86-88%. Для сравнения, в обычных необеспеченных займах такая категория заемщиков занимала только 23-32% в зависимости от периода.
В конце 2024-го и начале 2025-го ситуация улучшилась: в сегменте автозаймов на наиболее закредитованных клиентов пришлось порядка 60% выдач.
По словам гендиректора финтех-сервиса CarMoney Елены Яшиной, динамика выдач в залоговом сегменте рынка микрофинансирования, к которому относятся все виды автозаймов, в несколько раз выше темпов роста рынка в целом. Как правило, условия выдачи залоговых займов для заемщиков привлекательнее традиционных займов «до зарплаты» — сроки займов длиннее, ставки ближе к уровню в банковском кредитовании, риски ниже. Автозаймы выдаются на срок до четырех лет, средняя ставка по таким займам находится на уровне 83%».
Сами автозаймы бывают двух видов: это либо целевые займы на покупку автомобиля, либо нецелевые потребительские займы, просто обеспеченные залогом. ЦБ собирается регулировать оба для снижения рисков: такое решение совет директоров принял в конце апреля. А обновленные параметры заработают с июля.
Сегмент автозаймов в России появился относительно недавно, в 2014 году. Условием выдачи и автозаймов, и автокредитов является оформление залога на автомобиль. Но если первые традиционно выдавались под залог имеющегося у заемщика автомобиля (под ПТС, а автомобиль оставался в пользовании), то автокредиты — на его приобретение.
Наличие залога по автозаймам, как и по автокредитам, дисциплинирует заемщика, мотивирует его исправно осуществлять платежи по займу. С другой стороны, это снижает риски для компании, оператора автозаймов. Популярность такой продукт набирает в том числе из-за политики банков. Там клиенты все чаще сталкиваются с отказами.
Рост доли автозаймов в структуре выдачи может быть связан, в первую очередь, с перетоком заемщиков на рынке поддержанных автомобилей из автокредитования в потребительские кредиты на фоне ужесточения регулирования ЦБ РФ и последующего снижения уровня одобрений по автокредитам.
Залоговая стоимость автомобиля более чем в два раза превышает остаток задолженности по таким займам. По оценке участников рынка, средняя сумма автозайма за девять месяцев 2024-го приблизилась к 400 тыс. руб. Она росла на фоне подорожания запчастей для ремонта авто и стройматериалов.
Ранее zaimi.ru сообщал, что рынок автокредитования в 1 квартале упал почти на 60%
Совкомбанк Халва
All Airlines Premium
СберКарта Молодежная
Т-Банк «Платинум»
Т-Банк Drive
