Авторынок начали расчищать от затоваривания снижением цен
Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России уменьшилась на 2% и составила 3,14 млн рублей, подержанного – на 3% и составила 1,14 млн рублей. Такие данные опубликовало агентство «Автостат» по итогам первого полугодия 2025 года.
Эксперты Авто.ру также фиксируют устойчивое снижение цен на новые китайские автомобили с начала года – на 3,4%. Причем наиболее резкое падение показали автомобили параллельного импорта, тогда как российские бренды остались в целом стабильны, снизившись на десятые доли процента. Среди моделей сильнее всего подешевели Hongqi HS5, Haval Jolion и Tank 400. Тогда как Lixiang L7 и Haval H3 даже немного подорожали из-за более высокого спроса.
Заоблачные цены на авто
Падение цен на автомобильном рынке – явление необычное и редкое. Как минимум последние пять лет, с 2020 по 2024 год, средневзвешенные цены на машины только росли, в том числе двузначными темпами.
Так, в 2020 году средневзвешенная цена увеличилась на 7%, в 2021 году – сразу на 18%, в 2022-м – на 20%, а в 2023-м – на 24%. Однако уже в 2024 году рост сильно замедлился – в среднем цены выросли только на 6%. Но даже падение цен в 2025 году не спасает автомобильный рынок от кризиса: россияне по-прежнему не спешат покупать машины. По данным АЕБ, за семь месяцев этого года продажи новых легковых авто сократились на 25% – до 670,5 тыс. машин.
Одна из проблем заключается в том, что за прошлые пять лет стоимость машин так сильно выросла, что снижения цены на 2-3% уже недостаточно.
За эти годы средняя цена нового автомобиля выросла вдвое – с 1,57 млн рублей в 2019 году до 3,12 млн рублей в 2024-м. В прошлом году она впервые превысила 3 млн рублей, и в 2025-м по-прежнему выше трех миллионов. При этом на вторичном рынке средневзвешенная цена уже третий год подряд находится выше рубежа в 1 млн рублей.
За пять прошедших лет она выросла в 2,5 раза – с 490 тыс. рублей в 2019 году до более 1 млн рублей в 2024 году. Здесь динамика роста цен похожая. В 2020 году средняя цена увеличилась на 10%, в 2021 году – на 22%, в 2022 году – на 33%, в 2023 году – на 17%, в 2024 году – на 13%.
Почему растет цена
Эксперты отмечают, что период с 2020 по 2024 год был сложным буквально для всех отраслей экономики. На фоне пандемии в 2020 году рубль довольно резко потерял в цене, а через два года Россия оказалась под санкциями, что стало причиной мощных валютных колебаний. Волатильность рубля – один из важнейших факторов, влияющих на цены авто, поскольку значительная часть автокомпонентов и готовых машин импортировалась. Ужесточение санкционного режима с 2022 года привело к разрыву логистических цепочек и осложнило валютные расчеты, что дополнительно увеличило издержки автопроизводителей и дилеров.
Одновременно с этим отмечался инфляционный рост цен на металлы, пластики и электронику, что повысило себестоимость производства. Важную роль сыграл и дисбаланс спроса и предложения: массовый уход западных брендов (Renault, Volkswagen, Mercedes и др.) в 2022 году спровоцировал острый дефицит новых автомобилей, что подстегнуло ценовую динамику.
Подержанные автомобили следом тоже выросли в цене, так как после ухода западных брендов из России клиенты бросились скупать западные машины на вторичном рынке. Дефицит новых моделей заставил покупателей обращаться к б/у сектору, что резко повысило цены на подержанные машины. Дополнительным драйвером роста стало удорожание запчастей и ремонта, сделавшее содержание старых машин менее выгодным.
В 2022-2023 годах ажиотажный спрос подогревался опасениями дальнейшего подорожания, а альтернативные каналы поставок не смогли компенсировать дефицит из-за высоких логистических наценок.
В результате еще в 2024 году рост цен сильно замедлился, так как кредиты уже тогда подорожали. Часть покупателей еще в прошлом году стала отказываться от покупки машины в кредит. Еще одним важным фактором стало насыщение рынка после острого дефицита 2022 года. К 2023–2024 годам ситуация стабилизировалась: китайские бренды нарастили присутствие, российские автозаводы увеличили выпуск, а также появились альтернативные каналы ввоза автомобилей из Китая, ОАЭ и Казахстана. Это привело к росту предложения и замедлению роста цен. Кроме того, на динамику цен повлияло снижение покупательной способности населения.
Продажам помогали также госпрограммы кредитования, но в этом году этот канал заемных средств закрылся: при ключевой ставке в 21% покупка машины в кредит стала настоящим безумием. В итоге рынок охватил кризис.
Затоваривание как сдерживающий фактор
Эксперты подчеркивают, что в прошлом году завезли очень много машин в конце лета–начале осени, до введения нового утильсбора, и продать их не могут до сих пор. По разным данным, порядка 500-700 тыс. ввезенных и произведенных машин 2024 года еще не распроданы, плюс потихоньку продолжают завозить импортные машины, плюс российские заводы продолжают выпускать автомобили. В результате образовался классический кризис перепроизводства. Спрос гораздо ниже предложения, и в борьбе за редкого клиента компании вынуждены снижать цены.
Причем особенно сильно рынок перенасыщен китайскими автомобилями. После ухода западных брендов китайские производители резко нарастили поставки, создав избыточное предложение. Это привело к ценовой конкуренции среди дилеров и вынужденным скидкам на многие модели.
Еще четыре года назад рынок был наполнен доступными иномарками типа Kia Rio и Hyundai Solaris, теперь их почти нет, а новые китайские аналоги – Changan, Haval, Geely – стоят дороже. Львиная доля новых машин – бренды, изначально ориентированные на более дорогой сегмент.
По теме: затоваривание заставляет снижать цены на автомобили
Совкомбанк Халва
All Airlines Premium
СберКарта Молодежная
Т-Банк «Платинум»
Т-Банк Drive
