Вторичный авторынок в 2024 году вырос на 6% и обновил десятилетний рекорд
Продажи легковых автомобилей с пробегом в 2024 году в России выросли на 6%, до 6,04 млн штук, подсчитали в «Автостате». Это рекорд за последние десять лет. Более высокие результаты фиксировались только в 2014 году, когда было продано 6,1 млн подержанных машин.
Эксперты отмечают, что на показателях вторичного рынка отразился динамичный рост продаж новых автомобилей. У граждан во многих секторах промышленности выросли доходы, и они смогли позволить себе покупку автомобиля, а первая машина чаще всего приобретается на вторичном рынке. Кроме того, на продажи повлияло ожидание роста цен на фоне ужесточения правил ввоза автомобилей в РФ с 1 апреля, индексации утильсбора и волатильности курса.
Лидерство по итогам года традиционно сохраняет Lada с долей 24,84%. Продажи марки выросли на 19,2%, до 1,5 млн штук. Второе место и самая популярная зарубежная марка — Toyota, реализация которой упала на 7,6%, до 619,55 тыс. штук. Замыкает топ-3 южнокорейская Kia с 349,52 тыс. автомобилей, что на 9,6% больше показателей 2023 года. Следом идут Hyundai и Nissan. Продажи первого выросли на 5,4%, до 332,17 тыс. штук, второго — сократились на 4,8%, до 282,67 тыс. машин.
По последним данным «Автостата», средняя цена подержанного легкового автомобиля в декабре 2024 года выросла на 0,7% по сравнению с ноябрем, до 1,48 млн руб.
Что будет с ценами на б/у авто
Мнения экспертов по ценовому тренду на подержанные авто в 2025 году разделились, однако большинство ожидает их подорожания на 3-4% в первом полугодии несмотря на затоваривание у дилеров. Многое будет зависеть от ключевой ставки, курсов валют и нарастающего дефицита в некоторых сегментах рынка. Увеличение утильсбора также скажется на ценах автомобилей, привезенных по параллельному импорту. Стоимость машин с пробегом массового сегмента (до 1,5 млн руб.) по итогам 2025 года может вырасти на 5–10%. Причем вторичный рынок будет постепенно наполняться автомобилями китайских производителей.
Пока в топ-10, согласно «Автостату», нет китайских брендов, но не исключено, что они могут попасть в рейтинг в 2026 году. Часть спроса на новые автомобили из-за роста цен может перейти в сегмент автомобилей с пробегом, а интерес покупателей в большей степени сконцентрируется на более бюджетных моделях.
По теме: российский авторынок в 2025 году может упасть на 10-20%.